Комментарий к рассказу "Три года"Впервые — в журнале «Русская мысль», 1895, №№ 1,2, с подзаголовком «Рассказ». Подпись: Антон Чехов. Вошло в т. 8 Собр. соч. Судя по многочисленным заметкам в чеховских записных книжках, первоначальный замысел произведения был более широким, постепенно Чехов сужал его сюжетные рамки, что видно из его писем. Так, 29 сентября 1894 г. он сообщал сестре из Милана: «Если увидишь Гольцева (один из редакторов «Русской мысли», — Ред.), то передай ему, что для «Русской мысли» я пишу роман из московской жизни…». Однако 6 октября того же года сообщал Гольцеву: «… пишу для «Русской мысли» повесть из московской жизни. Повесть не маленькая, да и не особенно большая». Отвечая на просьбу В. Лаврова — сообщить название нового произведения, Чехов дал следующее жанровое определение: «Три года» (Сцены из семейной жизни). <…> Если слово «сцены» не нравится, то просто оставь «из семейной жизни» или просто «рассказ»» (процесс создания прослежен в статье Э. А. Полоцкой ««Три года». От романа к повести» — В кн.: В творческой лаборатории Чехова. М., 1974). Чрезвычайно требовательный к своей работе Чехов писал Е. М. Шавровой 11 декабря 1894 г.: «Замысел был один, а вышло что-то другое, довольно вялое и не шелковое, как я хотел, а батистовое». При подготовке Собрания сочинений Чехов снял подзаголовок и существенно переработал текст, значительно сократив его. В повести нашли отражение многие детали общественной и культурной жизни Москвы и Петербурга середины 90-х гг. (симфонические концерты Антона Рубинштейна, выставки передвижников и т. д.). Пейзаж, привлекший внимание Юлии Сергеевны на одной из таких выставок, близок манере И. И. Левитана и, по приметам, напоминает две его картины — «Тихую обитель» и «Вечерние тени». Современники отмечали близость знакомой чеховской семьи О. П. Кундасовой образу Рассудиной, а отца Чехова — старику Лаптеву. Однако автор возражал против этого — «Кундасовой я и не думал изображатьСтарик купец тоже не похож на моего отца, так как отец мой до конца дней своих останется тем же, чем был всю жизнь — человеком среднего калибра, слабого полета» (письмо А. С. Суворину 21 января 1895 г.). Ряд деталей мемуаристы считали автобиографическими (рассказ Лаптева о своем детстве, условия жизни мальчиков в амбаре Лаптевых — см. Ал. П. Чехов (А. С-ой) А. П. Чехов — лавочник — «Вестник Европы», 1908, № 11. По свидетельству М. П. Чехова, описанный в повести амбар Лаптевых напоминает амбар купца Гаврилова, у которого служил отец писателя (оба амбара находились в Теплых рядах в Москве. Вокруг Чехова, с. 46; М. П. Чехов. Антон Чехов и его сюжеты, М., 1923, с. 24). У Гаврилова служил приказчиком М. М. Чехов, двоюродный брат писателя, который любил повторять словечко «кроме», как и приказчик Лаптевых Початкин. Другой приказчик Гаврилова называл хозяина «плантатором», что тоже нашло отражение в повести («Вокруг Чехова», с. 50). Чехов отметил, что «толчком» в его работе над повестью явился роман П. Д. Боборыкина «Перевал», печатавшийся в 1894 г. в «Вестнике Европы»: «Лавры Боборыкина не дают мне спать, и я пишу подражание «Перевалу»» (письмо М. П. Чеховой 29 сентября 1894 г.). Однако «Три года» явились скорее полемикой с Боборыкиным — хроникальной скрупулезности и натуралистической скорописи в воспроизведении деталей быта и нравов московского купечества, характерным для автора «Перевала», Чехов противопоставил глубокое исследование характера человека, раскрытого в сложнейших связях с социальной средой (см.: С. И. Чупринин. Чехов и Боборыкин. — В кн.: Чехов и его время. М.: Наука, 1977). С. 336… как говорит лакей у. Толстого… — ; Имеется в виду камердинер Стивы Облонского в романе «Анна Каренина». С. 356. Певчие пели только нотное… — В отличие от простого (речитативного) церковного пения пение по нотам исполнялось более протяжно. С. 357. Пророк Самуил… пришел в Вифлеем — Сюжет Библии, С. 360… по курсам Герье… — Профессор Московского университета В. И. Герье был основателем Высших женских курсов в Москве. С. 371… об «Орлеанской деве»… удачно подражает Ермолаевой — Трагедия Ф. Шиллера «Орлеанская дева» с участием М. Н. Ермоловой в главной роли шла на сцене Малого театра. С. 384… лес Шишкина… — И. И. Шишкин (1832 — 1898) — художник, мастер пейзажа, рисовавший в основном лес. С. 387. «Мой друг, мой нежный друг»… — Романс А. Г. Рубинштейна на слова стихотворения А. С. Пушкина «Ночь». С. 392. Чтобы рожать детей, кому ума недоставало? — Неточная цитата из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (слова Чацкого, действие III, явл. 4). С. 395… будто я лежу в долине Дагестана… — Ярцев вспоминает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон»; в журнальном тексте он пересказывает все стихотворение.
Смотрите также: |
|
© 2011-2024, Культурно-просветительский интернет-портал "Антон Павлович Чехов". Использование материалов разрешено только с ссылкой на сайт. |