Комментарий к рассказу "Душечка"Впервые — в журнале «Семья», 1899, № 1, с подзаголовком «Рассказ Антона Чехова». Подпись: Антон Чехов. Вошло в т. 9 Собр. соч. Рассказ был послан в журнал «Семья» после просьб секретаря редакции Н. Е. Эфроса поддержать издание своим участием. Первоначальный замысел сюжета «Душечки» содержится в Записной книжке Чехова и относится к 1893 — 1894 гг.: «Была женой артиста — любила театр, писателей, казалось, вся ушла в дело мужа, и все удивлялись, что он так удачно женился; но вот он умер; она вышла за кондитера, и оказалось, что ничего она так не любит, как варить варенье, и уж театр презирала, так как была религиозна в подражание своему второму мужу» (Соч., т. 17, с. 33). О работе Чехова над рассказом, о том, как создавался образ его героини, см.: З. С. Паперный. Записные книжки Чехова. М., 1976, с. 291 — 312; А. С. Мелкова. Творческая судьба рассказа «Душечка». — В кн.: В творческой лаборатории Чехова. М., 1974). Рассказ при своем появлении вызвал живой отклик, однако восприятие образа героини не было однозначным. Читательница Е. Ломакина, обратившаяся к Чехову от целого «кружка», писала 4 января 1899 г.: «Должна Вам сознаться, что во мне и в большей части моего кружка тип, выведенный Вами, вызвал не столько сочувствие, сколько вполне отрицательное отношение, а во многих даже насмешку и недоумение — почему Вы сочли нужным обращать свое внимание на подобных женщин» (ГБЛ). Писательница Е. М. Шаврова, ее сестра А. М. Шаврова, владелица дачи «Омюр» в Ялте К. М. Иловайская, З. Г. Морозова в письмах к Чехову, наоборот, с восхищением отзывались о «Душечке». Вл. И. Немирович-Данченко писал Чехову 7 ноября 1903 г. «Недавно прочел в первый раз «Душечку». Какая прекрасная штука! «Душечка» — это не тип, а целый «вид». Все женщины делятся на «душечек» и какой-то другой вид, причем первых — 95%, а вторых только 5. Прекрасная вещь» (Ежегодник МХАТа, 1944, т. I, М., 1946, с. 166). Т. Л. Толстая писала Чехову 30 марта 1899 г. — «Ваша «Душечка» — прелесть! Отец читал ее четыре вечера подряд вслух и говорит, что поумнел от этой вещи (…) в «Душечке» я так узнаю себя, что даже стыдно» (ЛН, т. 68, с. 872). А. Б. Гольденвейзер вспоминал: «Я раза три слышал «Душечку» в его (Толстого. — Ред.) чтении. Читал Лев Николаевич чудесно. Очень просто, как будто сам что-то рассказывал (…). Единственным минусом его чтения было то, что он не всегда мог оставаться беспристрастным. В комических местах иногда начинал сам до слез смеяться, а в трогательных обливался слезами» (А. Б. Гольденвейзер. Вблизи Толстого. М., 1959, с. 159). 24 января 1899 г. И. И. Горбунов-Посадов писал Чехову: «… в Москве Лев Н. <Толстой. — Ред. > прочел мне (и еще собравшимся людям), чудесно, с увлечением две ваши новые «По делам службы» и «Душенька» < «Душечка». — Ред. >. Оба очень хороши, особенно даже «Душенька». Это гоголевская совершенно вещь. «Душенька» останется также в нашей литературе, как гоголевские типы, ставшие нарицательными. Лев Н. в восторге от нее. Он все говорит, что это перл, что Чехов это большой-большой писатель. Он читал ее уже чуть ли не 4 раза и каждый раз с новым увлечением» (ГБЛ). Чехов ответил Горбукову-Посадову 27 января: «Когда писал «Душечку», то никак не думал, что ее будет читать Лев Николаевич. Спасибо Вам; Ваши строки о Льве Николаевиче я читал с истинным наслаждением». М. Горький вспоминал, как Толстой в присутствии Чехова восхищался «рассказом» (…), кажется — «Душенькой» («Душечкой». — Ред.). Он говорил: — Это — как бы кружево, сплетенное целомудренной девушкой; были в старину такие девушки-кружевницы, «вековуши», они всю жизнь свою, все мечты о счастье влагали в узор. Мечтали узорами о самом милом, всю неясную, чистую любовь свою вплетали в кружево» (Горький, т. 16, с. 161). Толстой включил «Душечку» в составленный им «Круг чтения», снабдив рассказ своим «Послесловием». 6 февраля 1905 г. он читал вслух и рассказ и свое «Послесловие», спросив в конце слушателей — «не будет ли обидно почитателям Чехова, что он (Толстой. — Ред.) пишет про него: что он хотел высмеять женщину, но что бог поэзии взял верх, и он описал ее прелесть, самопожертвование» (ЛН, т. 90, кн. 1, с. 165). При включении «Душечки» в «Круг чтения» Толстой провел редактуру рассказа. Образ Душечки Толстой ставил в один ряд с бессмертными образами титанов мировой литературы; в своем дневнике он записал 20 марта 1905 г.: «Тургенев написал хорошую вещь: Гамлет и Дон Кихот, и в конце присоединил Горацио. А я думаю, что два главные характера это — Дон Кихот и Горацио, и Санхо Пан/са/, и Душечка. Первые большею частью мужчины; вторые — большей частью женщины» (Юб. изд., т. 55, с. 129). М. Горький увидел в характере Душечки прежде всего рабскую психологию; он писал в 1904 г. — «Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает «Душечка» — милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба» (Горький, «Наука», т. 6, с. 55). B. И. Ленин использовал образ Душечки в борьбе с меньшевиками, постоянно менявшими свои вкусы и убеждения (статья «Социал-демократическая душечка»). В 1966 г. реж. А. Колосов снял телефильм «Душечка». C. 552…. шел «Фауст наизнанку»… — оперетта Эрве, текст либретто в России переведен В. Курочкиным, представляла пародию на оперу Ш. Гуно. … ставим «Орфея в аду»… — Оперетта Ж. Оффенбаха.
Смотрите также: |
|
© 2011-2024, Культурно-просветительский интернет-портал "Антон Павлович Чехов". Использование материалов разрешено только с ссылкой на сайт. |