А. П. Чехов

Развитие русской драмы. Чехов драматург.

Драма Чехова – это живопись на стекле, сквозь которую сквозят бесконечно далёкие перспективы.

Леонид Андреев

Чехов для театра начал писать очень рано. Ещё в 1878 году, в восемнадцатилетнем возрасте написал первую свою драму «Безотцовщина». Центральное событие этого произведения это продажа имения, потеря дома. И не случайно. Чехов вышел из купеческой семьи. Его отец разорился и, спасаясь от долговой тюрьмы, уехал со всей семьёй в Москву. И таким образом Чехов остался один в шестнадцатилетнем возрасте, что бы закончить гимназию. Его никто не содержал, он сам зарабатывал себе на жизнь. Это период начала творчества писателя, просто потому, что минимальным литературным творчеством можно было чего то добиться. Чехов даже умудрялся семье помогать, отсылая деньги в Москву. Эта ситуация без дома и без семьи оставила отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

С самых первых своих произведений Чехов произвёл впечатление странного писателя, странного драматурга. Он был не очень понятен зрителям. Он сразу начал с экспериментов в драматургии. Для Чехова это не случайно. К этому времени сложилось впечатление, что старая драматургия изжила себя. Кажется, что новые пьесы наигранные и неестественные, кукольные; герои не похожи на реальных людей. Но ведь это же особенность драматического произведения, скажете вы. Ведь пьесы ставятся на сцене, и это значит, что в небольшой промежуток времени зритель должен понять всё о герое: хороший он иль плохой, кто против кого, кто победит в этом противостоянии и как победит. Всё это должно произойти буквально за 2 часа, пока зритель сидит в театре. Что бы можно было всё это понятно драматурги преувеличивают черты: если уж герой плохой, то он уж очень плохой – в жизни таких людей не бывает, если он хороший, то он излишне хороший. Развитие действия, как каждый достигает своей цели, тоже очень явно представлено. Злодей на наших глазах задумывает свой злой поступок, а потом на наших же глазах совершает его. В классической драме зритель уже всё понимал о герое ещё до начала действия, глядя на афишу. Добивались этого с помощью говорящих фамилий (Дикой, драма «Гроза» Островского).

К концу девятнадцатого века такая драма была уже не интересна зрителю. Шёл поиск чего-то нового. Причём это же происходит и в европейской литературе: например «Синяя птица» Метерлинка тоже абсолютно неклассическое произведение драматического толка. В нашей стране этот поиск олицетворял Чехов. Принято считать, что он заложил основы русской драмы, где нет главных или второстепенных, отрицательных или положительных героев, где нет ярких поступков и нет громогласных диалогов. В драме Чехова все действия обусловлены «подводным течением», двойным смыслом всех разговоров в пьесе.

Чехов ставил себе основной целью приблизить драматургию к реальности. В жизни не бывает злодеев и праведников, там характеры людей мельче, но сложнее, поэтому и нет такого явного деления. Именно поэтому разгадать героя достаточно сложно. Он проявляется не в поступках (просто нет крупных поступков), действия нет как такового, нет цели к которой двигается герой, чего он хочет достичь. Речь героев практически не индивидуализирована. Здесь нет индивидуальностей, здесь всё сглажено, размыто, как в реальности. Чехов говорил, что в жизни всё проще внешне, но гораздо сложнее внутренне. Так уже писал Толстой в прозе. Где на фоне течении жизни, которую он изображал, происходили какие-то тяжёлые душевные переживания героев. Чехов хотел, что бы в драматургии было также: внешне ничего не происходит, но в это время рушатся судьбы героев. Но как это показать на сцене? Именно поэтому его произведения современникам казались неинтересными, не сценичными, скучными. Первая постановка его «Чайки», с которой собственно и началась новая драма в русском театре, была абсолютно провальной, она была освистана и не понята зрителями. Нет ни событий, нет ни конфликтов, нет ни завязок, ни развязок. Для того чтобы поставить по-настоящему чеховскую драму, донести её до зрителя, должны были появиться новые актёры, не те которые выросли на классической драме и привыкли играть злодеев и праведников - другие актёры. Такой театр появился – это МХАТ, который символом своим до сих пор считает чайку. И до сих пор этот спектакль там играют, доказывая тем самым, что развивают именно чеховские традиции.

Четыре знаменитые пьесы, которые относятся к новой драматургии – это «Чайка», поставленная на сцене в 1896 году, и только МХАТом под руководством Станиславского донесена до зрителя. Это в 1897 году – «Дядя Ваня», 1900 год – «Три сестры» и, наконец, 1904 год - «Вишнёвый сад».

Смотрите также: